Кижи. Музей под открытым небом  

Кижи – небольшой островок на Онежском озере. Сейчас это заповедник, музей под открытым небом, этнографическая сокровищница. Часто исследователи пишут, что зодчие, построившие эти памятники, находились под влиянием петербургских строений барокко. Иностранцы утверждают, что влияние европейских архитекторов помогло русским мастерам выйти на гениальные решения. Но именно отдалённость от всего мира, самобытность Русского Севера, генетическая память зодчих позволили создать образ Града небесного.
Ансамбль древнего погоста на острове Кижи стал основой созданного здесь в 1960 году музея, известного теперь уже всему миру. Некоторые из удивительных памятников – церкви, часовни, дома, хозяйственные постройки – были сооружены здесь, остальные привезены из других мест.
Для жителей Карелии характерно подобие культовых и бытовых построек. Зачастую только по куполу можно отличить дом или амбар от церкви или часовни. На карельском языке «кижат» означает «игрище». Возможно, на этом острове собирались карелы для проведения языческих праздников.
Из пяти сохранившихся погостов на крайнем северо-западе России, Кижский погост является выдающимся примером архитектурного ансамбля типичного для малонаселённых районов средневековья и пост-средневековья. В X–XII веках на остров пришли русские переселенцы из Новгорода. В летописях первое упоминание о поселении на острове Кижи встречается под 1496 годом. К XVII веку погост объединял более 130 деревень.
Комплекс Кижского погоста состоял из двух соборов (Покровского и Преображенского), колокольни и ограды. В 1697 году эти церкви сгорели от удара молнии во время сильной грозы. Восстановление по утраченным образцам началось сразу же после пожара.
Часто этот комплекс относят к эпохе Петра I, однако формально построенные в эпоху петровского барокко и екатерининского классицизма, стилистически эти храмы воплощают исконно русские архаические принципы культового и бытового строительства, создавая феномен пост-средневекового зодчества. А Пётр же специально приглашал европейских мастеров, чтобы изжить черты средневековья в молодой северной столице.

Церковь Преображения Господня
По легенде всю работу выполнил мастер Нестор одним топором, который потом бросил в Онежское озеро со словами, что ничего более прекрасного уже никогда не будет построено.
Взамен сгоревших строений местные жители восстановили Покровскую церковь в 1698 году. А затем пригласили зодчих (Пётр Невзоров и Буняк), которые и построили в 1714 году собор Преображения Господня. Незадолго до этого они возвели на Вытегорском погосте Вологодской области великолепную многоглавую Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1708). Но мастера считали, что алтарная часть раздроблена тройной апсидой, центральная главка провалилась, а остальные словно «растопырились», придавая церкви вид взъерошенной птицы. Приглашение на остров Кижи явилось для них шансом исправить эти ошибки.
Церковь Преображения Господня – самое значительное, сложное и богато украшенное сооружение погоста – стала смысловым центром ансамбля. Храм «летний», зимой в нём службу не проводили.
В центричности композиции заложена идея «всефасадности», церковь одинаково красива со всех сторон. К острову на лодках приходят люди отовсюду. Храм увенчан 22 главами, размещёнными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придаёт своеобразный ритм, сообщая облику церкви особое величие и царственность. Многоглавие символизирует силу людей в сплочённости. Церковь срублена из сосны «насухо», то есть без прокладки мха между венцами (рядами брёвен). Нижняя часть здания ярусная (три восьмигранника, поставленных один на другой, первый уровень – подклеть, средний – клеть). К нижнему восьмерику примыкают четыре расположенные по сторонам света прямоугольных прируба, образующие в плане крест. Эти пристройки не только усиливали символический смысл, но и расширяли внутренне пространство, и подпирали основной сруб с четырёх сторон. На восточной стороне – пятиугольный алтарь (апсида) с главой, а с западной – трапезная (нартекс) с трёхскатной крышей и открытым широким крыльцом, с верхней площадки которого видны озёрные проливы и дальние деревни. С XVII века по всей России оживилась земская деятельность и окрепло местное самоуправление, и трапезные стали почти обязательными для церквей. Это и место мирской сходки — суема, на котором жители обсуждали дела, здесь происходили судебные разбирательства, оглашались царские и воеводские указы, выбирались должностные лица и проводились другие общественные мероприятия.
Церковь «разметала» в стороны свои крылья – стрельчатые «бочки», подобные кокошникам русских красавиц. А на гребнях – стройные барабаны и купола, покрытые чешуёй серебристого лемеха из осины. В белые ночи они светятся загадочным почти фосфорическим блеском; на закате полыхают тревожным багрянцем. То голубеют, отражая небесную твердь, то становятся тускло-свинцовыми, как осенние облака, то зеленовато-бурыми, как замшелые камни. Ярусы возносятся над островом Кижи, а верхняя глава врезается в небо, венчая эту грандиозную 37-метровую пирамиду. Ещё в языческие времена пирамидальная форма храма встречалась у славян и других племён балтийского региона. Вход в церковь выполнен в форме двухсходного крытого крыльца на консолях, которое повторяло новгородские, как напоминание и дань уважения предшественникам.
Зодчие, возводя храм, задумывались о его сохранности. Кроме основной системы водозащиты, в которую включены все купола, бочки и нижние пологие части кровли (полицы), выведенные водосбросами, был создан второй уровень водостоков, страхующий. А нижний ярус (подклеть) служил естественной вентиляции. Предусмотрено было и устройство внутренней, страховочной кровли над «небом» – потолком куполообразной формы.

Храм Покрова Богородицы
Построенный после пожара в 1698 году собор в 1764 разобрали и перестроили. Храм требовал не только реконструкции и замены нижних брёвен, но и переделки в связи с соседством величественной Преображенской. Изначально Покровский собор был с шатровым покрытием, но теперь его заменили на главки-луковицы. Наиболее сохранившиеся брёвна использовали при возведении нового храма, поэтому в постройке конца XVIII века встречаются венцы гораздо более ранние, что часто вводит в заблуждение исследователей, пытающихся дать точную датировку по анализу возраста древесины.
Церковь отличается стройными удлинёнными пропорциями, изяществом девяти глав, стоящих на небольших восьмигранниках, придающих ей лёгкость. Внутреннее убранство Покровской церкви утрачено. После реставрации в 1950-е годы был выполнен новый иконостас, характерный для северных церквей, он собран из заонежских икон XVII–XVIII веков.
Этот храм «зимний» (отапливаемый), службу вели с 1 октября и до Пасхи. Зодчим предстояло возвести новый храм, который бы не потерялся рядом с двадцатидвухглавым чудом Преображенской церкви. Решение было найдено в некоторой «подчинённости» Покровской церкви: она дополняет Преображенскую, вторит ей, отвечает своеобразным архитектурным эхом.
Преображенская церковь пирамидальна, Покровская же расширяется в верхней части восьмерика и завершается плавным повалом (постепенное расширение в верхней части сруба). Украшена она весьма скупо. Лаконичные причелины да полотенца, соединяющие языческие солярные (солнечные) символы с христианскими, составляют оформление скатов. Зубчатый резной фронтонный пояс, вносящий «в монументальное сооружение ноту теплоты и чисто русской любви к узорчатой нарядности» (А.В. Ополовников) — один из немногих декоративных элементов этого храма, который можно считать родственным популярному в средневековом псково-новгородском зодчестве «бегунку», образовывавшемуся из поставленных диагонально кирпичей. Но повал и фронтонный пояс — ещё и средства защиты от влаги: благодаря повалу кровля выносится дальше от сруба, и дождевая вода не попадает на стены. А за каждым зубчиком фронтонного пояса — желобок, нижние зубчики оснащены водомётами.
Высокое одномаршевое крыльцо ведёт во внутренние пространство церкви из четырёх помещений. Сени, необходимые в любом северном строении, потом трапезная, затем само церковное помещение с более высоким потолком. Завершалось основное пространство тябловым иконостасом (таким же был и его несохранившийся первоначальный вариант).
Волна «боголепных поновлений» второй половины XIX века коснулась и Покровской церкви: была растёсана стена между церковным помещением и трапезной, оштукатурены стены, а тябловый иконостас заменён на резной.
Самое восточное помещение — алтарь. Снаружи это пятигранный сруб — абсида, на которой находится горизонтально вытянутая бочка, а на ней — десятая глава. Небольшие размеры и простота внутренних помещений — характерная особенность северного храма, главное в котором – внешний облик.

Шатровая колокольня
Шатровая колокольня – самое позднее сооружение ансамбля. Стоящая между церквями, продуманной простотой очертаний она оттеняет их роскошные формы. Колокольня построена на месте старой, «срытой за ветхостью» в 1862 году. В 1874 году перестроили верхнюю часть. В 1900 году были разобраны полицы, образовывавшие карнизный поясок по периметру четверика в уровне второго перекрытия, и декоративные фронтончики на скатах шатра.
Четверик разделён стенами на три части (сени, лестничную клеть и чулан), а в высоту – перекрытиями на три яруса. На звонницу ведёт пятимаршевая лестница. В верхней части - площадка с девятью столбами, поддерживающими шатёр, увенчанный лемеховой главкой с крестом.
Вкус и чувство меры мастеров позволили расположить постройки ансамбля так, что с каждым шагом открываются новые ракурсы, церкви как будто сливаются в единое целое, затем расходятся, создавая всё новые комбинации объёмов и главок.

Деревянная ограда
Старинная бревенчатая крепостная стена с каменным основанием, которой был обнесён погост, сохранялась только до XVIII века, о чём свидетельствуют старинные гравюры. При реставрации 1959 года она была воссоздана по образцу ограды Ильинского погоста на Водлозере. Ограда длиной около 300 метров - это бревенчатый сруб в виде стены с двускатной крышей, на высоком фундаменте из валунов. Её внушительные ворота, сторожевые башни по углам, массивные срубы, сильные свесы двухскатной кровли подчёркивают суровость погоста, увеличивают его сходство со старинной крепостью. Главный вход в ограду расположен на западной линии возле Покровской церкви и выделен более высоким объёмом с двускатной крышей из тёса с окончаниями в виде пик. Двустворчатые ворота с полуциркульным верхом и калитка крепятся на массивных столбах. По бокам ворот – прямоугольные пятистенные срубы свечных лавок, стены их изнутри не отесаны. Южная секция лавок имеет дверной проём. На севере и востоке ограды – калитки с решётчатыми резными дверями.

Архитектурный ансамбль Кижского Погоста – поистине уникальное художественное произведение. Изначально две многоглавые церкви и колокольня в единой ограде и являлись Кижским погостом. Однако в настоящее время в данный комплекс входят и многие другие строения (всего 87 памятников традиционной народной русской, карельской и вепсской архитектуры).
Один из экспонатов музея под открытым небом – Церковь Воскрешения Лазаря из бывшего Муромского монастыря на восточном берегу Онежского озера. Специалисты называют временем возведения храма вторую половину XIV века, а предание гласит, что он был построен преподобным иноком Лазарем, который прожил 105 лет и скончался в 1391 году. Эта датировка служит ещё одним аргументом в пользу того, что стилистика кижского комплекса, как и деревянной архитектуры всего региона в целом, должна быть отнесена к допетровской, средневековой культуре.
Со временем церковь Воскрешения Лазаря стала одной из главных достопримечательностей монастыря. В церкви сохранился иконостас из икон XVI—XVIII веков, это древнейший тип двухъярусного иконостаса, состоящего из местного и деисусного рядов, царских врат и северных пономарских дверей.
В 1959 году церковь была разобрана и вывезена на остров Кижи. Посеребрённый временем храм с долей музейной искусственности поставлен на небольшом расстоянии от Преображенского и Покровского соборов. У храма нет фундамента (как и у Преображенской церкви), сруб стоит на огромных валунах.
Кижи – музей не только деревянного зодчества, но и традиционной культуры народов Карелии. Трудная жизнь крестьянина и постоянное стремление его к красоте отразились на внутренней обстановке жилища, где примитивные орудия труда соседствуют с великолепными образами народного творчества. Избы, амбары, мельницы, часовни, риги Кижского острова иллюстрируют историю жилого и светского деревянного зодчества. На остров, в музей под открытым небом, свезены памятники из различных районов Карелии, составляющие комплексы, которые якобы воссоздающие северные деревни. В отличие от них, на своих «родных» местах стоят часовни кижского ожерелья – так поэтично названы деревни, живописно раскинувшихся на небольших островках вокруг острова Кижи. В.П. Орфинский сравнил памятники ожерелья со всплеском от кругов на воде, которые разошлись от легендарного брошенного в озеро топора строителя Нестора. Одни строения архипелага сливаются с древнейшими языческими рощами, другие являются центрами деревень, третьи – своеобразными маяками на берегу озера.
И здесь возникает ещё один сложный вопрос: следует ли считать истинным памятником только изначально построенный комплекс или и все остальные сооружения. Хотя привезённые здания относятся к той же эпохе, построены они в разных местах, их расстановка лишена архитектурного единства, и не образует «организма», который всегда ощущается в естественно выросшем поселении.
Расхожий миф: все строения комплекса возведены «без единого гвоздя». Это понятие, конечно же, образное, имеется ввиду отсутствие металлических гвоздей, хотя и это не совсем так. Чешуя лемеха на куполах приколочена железными гвоздями. Основные детали соединены деревянными креплениями (нагели, шканты, костыли – деревянные «гвозди» прямоугольной формы, 35 миллиметров в поперечнике) которые как шипы прошили конструкцию и удерживали её. При строительстве сруба каждое брёвно укладывается в паз венца нижнего яруса. Таким образом вес сооружения и надёжная сцепка стен позволяют удерживать постройку, поскольку дерево в шипах и брёвнах одинаково усыхает и проседает. Если же конструкцию скреплять металлическими гвоздями, менее чем через год между брёвнами или брусами возникают щели и зазоры.
Именно несоответствие механических свойств металла и дерева стало основной проблемой при реставрации Преображенской церкви. Когда здание просело и накренилось, было предложено пожертвовать интерьером и спасать только фасад. Изнутри возвели металлический каркас, замещавший ослабленную внутреннюю конструкцию. Но дерево продолжало усыхать и оседать, в результате довольно скоро сруб буквально повис на каркасе, между венцами образовались щели, а из-за того что брёвна удерживались на концах, середина их проваливалась, переламываясь под собственн


Кижи. Музей под открытым небом (фото)
В раздел "Книги"
В раздел "Статьи"
Вернуться на главную
Гостевая книга



Hosted by uCoz