Вальтер Запашный. Творчество вне цирка  

Говорят, талантливый человек талантлив во всём. Известны учёные, которые были прекрасными живописцами, или поэты, прославившиеся как блестящие философы. На сцене или в кино артисты должны уметь петь и танцевать, а в цирке – помимо акробатических трюков демонстрировать ещё и драматическое мастерство. Пожалуй, именно в цирке человек может проявить в полной мере все свои таланты. Часто артисты выступают в роли художников-модельеров – сами придумывают себе костюмы и проявляют себя как инженеры – изобретают для номера реквизит и аппаратуру. И, кроме того, в цирке артисты зачастую работают одновременно в самых разных жанрах: как наездники, канатоходцы, жонглёры.
Например, кто не знает цирковую династию Запашных? Она существует на арене уже более 120 лет, и каждое следующее поколение этой прославленной династии покоряет всё новые высоты. Их имена золотыми буквами вписаны в историю мирового цирка.
Известнейший артист Вальтер Михайлович Запашный (2 апреля 1928 – 27 августа 2007) представитель четвёртого поколения прославленной династии. Он родился. Сегодня он народный артист СССР, на манеж вышел в шесть лет. Работал, как взрослые – каждый день, в воскресенье – по три раза. Родители хотели, чтобы сыновья научились музыке, и приглашали педагогов для занятий. Но музыкантами они не стали, зато стали артистами. Он окончил одновременно два института – Одесский медицинский и заочно Киевский институт физкультуры.
Вальтер Михайлович был мастером спорта по акробатике, гимнастике, тяжелой атлетике, имел разряды по другим видам спорта, а в цирке вместе со своими братьями поставил номер акробатов-вольтижёров, менял жанры, но оставался в цирке, осваивал новые возможности, и это помогло ему стать универсальным артистом. Огромный творческий потенциал Вальтера Михайловича Запашного давал возможность не только постоянно придумывать новые необычные трюки, которые никто в мире до сих пор не мог повторить, он постоянно стремился сделать что-то экстраординарное, хотя многие задумки остались неосуществлёнными. Вальтер с детства очень любил животных, зачитывался Бремом, штудировал все книги о животных, мечтал быть натуралистом. Однако, с малых лет привыкнув к аплодисментам и восторгам публики, без которых уже не мог обходиться, решил стать дрессировщиком, вынашивал замыслы будущих грандиозных аттракционов. Уже будучи известным на весь мир артистом, Запашный сумел добиться, чтобы ему разрешили создать аттракцион с хищниками, это было нелегко, потому что цирковое начальство не хотело расформировывать акробатический номер братьев Запашных. Вальтер Михайлович написал и послал в Главк несколько сценариев своего будущего аттракциона и все-таки добился желаемого – ему разрешили создать номер с хищниками. Позже его животные участвовали в съемках фильмов «Руслан и Людмила», «Три плюс два», «Дурсу Узала» и многих других.
Вальтер Михайлович с детства рисовал, учился в художественной школе, мог бы стать художником, но навсегда связал свою жизнь с цирком. Цирковые артисты ведут кочевую жизнь, и Вальтер постоянно переезжал из города в город, а животных и реквизит перевозил в фургонах. И артист Запашный превращался в художника-оформителя – разрисовывал фургоны изображениями своих любимых хищников – раньше, да и сейчас в цирке принято возить животных и реквизит в ярких расписанных вагонах.
Перед постановкой номера с хищниками Вальтер Михайлович всегда делал зарисовки будущих трюков (причина - трагическая премьера). После многомесячных репетиций в Ивановском цирке как всегда не хватило времени для полной подготовки. Тумбы докрашивали накануне, костюм привезли в последний момент, Оркестр приехал за пять, а электрик за два дня до премьеры. А ведь животных заранее приучают к свету, музыке, шуму зрительного зала, костюму: хищники, привыкшие к репетиционной одежде, могут не узнать дрессировщика в костюме, а новые запахи и звуки будут их отвлекают и раздражают, что и случилось. Шёл просмотр, куда пригласили солдат и офицеров с семьями. Оглушённые оркестром и ослеплённые животные сцепились, тигрица бросилась дрессировщику на спину. Сидящие в зале военные начали стрелять, рикошетом ранило женщину в зале.
С тех пор Вальтер Михайлович всегда рисовал свои будущие трюки, определяя место каждого животного на арене, их перемещение, построение, расписывая как и откуда падает свет (главное не в глаза хищникам и дрессировщику), где стоят страхующие ассистенты, куда целят брандсбойты, как распределяется реквизит в манеже, ведь в аттракционах Запашного было до 40 животных! Все предусмотреть трудно, нарисовав расстановку, сделать это значительно проще. Его эскизы отличаются яркой художественной выразительностью и неповторимостью пластического образа.
А ещё Вальтер задумал сделать невиданное шоу на воде с морскими исполинами! Он мечтал создать Океанариум на берегу Чёрного моря, и поставить там аттракцион, задуманный в детстве с дрессированными животными (тюлени, котики, дельфины, белухи, акулы, касатки, киты, осьминоги) и возить его по Советскому Союзу и всему миру. Эта идея с годами настолько захватила его, что он сам придумал, сконструировал и сделал макет этого Океанариума. К сожалению, это идея так не осуществилась.
Вальтер Михайлович Запашный всю жизнь увлекался резьбой по дереву. Это доставляло ему удовольствие, помогало снять стресс, отвлечься, отдохнуть. Всё свободное время он проводил со инструментами, среди дерева и опилок, увлеченно работая. Он просил предоставить подсобное помещение, которое обустраивал под мастерскую, или располагался прямо в гримёрной, оставаясь наедине со своими мыслями.
Ему не нравилось из полена вырезать утварь и безделушки, отсекая от чурбачка, вытачивать ложки, тарелочки для хлеба и бездушные сувениры. Художник от природы, он любил найти созданную самой же природой форму, увидеть в перевернутой коряге неповторимую пластику животного или уже готовый предмет интерьера: кресло, тумбочку, вазу. К работе приступал не сразу, долго обдумывал варианты, выбирая наиболее выразительный, делал много зарисовок с разных ракурсов, многократно обходя заготовку и стараясь увидеть новые неожиданные, не замеченные ранее детали. Только человек, наделенный талантом художника, может рассмотреть в бесформенном узловатом бревне, сплетении веток или корней созданное природой произведение. И не каждый, увидевший «задумку» природы, обладает мастерством, чтобы воплотить её полностью. Образы, созданные Запашным, очень пластичны.
Вальтер Михайлович часто выходил в лес, к реке или озеру в поисках чего-нибудь подходящего для работы, на лодке обследовал берега. Брал не каждую корягу, часто возвращался на одно место, чтобы убедиться в своем выборе, еще чаще отказывался от задумки. Однажды во время гастролей по городам Волги, он набрал огромное количество корней, коряг, бревен, все ждал, когда появится свободное время, чтобы приступить к работе над ними, перевозил вместе с реквизитом из одного города в другой (а в каждом городе цирк редко бывает дольше трёх месяцев). А потом в одночасье вдруг собрал всё вместе и без сожаления выбросил: «Ничего из них не получится».
Однажды, возвращаясь с отдыха вместе с семьей, в Кабардино-Балкарии он нашел корягу, в которой увидел морду бегемота. Ему хотелось сделать из неё тумбочку, и чтобы в глубине раскрытой пасти, как в нише, стоял телефон. Перегруженная, уже присевшая машина не могла вместить ещё и бегемота, пришлось его оставить на природе.
Была ещё змея. Её Вальтер нашёл в лесу. Странной формы поваленное дерево напоминало змею, которая, приподняв голову, чутко прислушивается к звукам леса. Рептилия и правда получилась очень натуральной – её напряженное упругое тело, готовое к броску, было полно выразительной пластики. Странным образом эта змея пропала. Возможно, её просто забыли упаковать в одном из городов.
Как ни странно, среди его работ нет ни одной на цирковую тему: тигра в броске или летящей в кольцо рыси, зато с рысью связана забавная история. Вальтер Михайлович лежал в больнице, надоел ему покой, он позвонил домой и попросил его «выкрасть». Приехали жена и сын, на улице уже ждала машина, Вальтер вылез через окно палаты и позвал сына за собой - во время прогулок в парке возле больницы он нашел бревно, в котором увидел голову рыси; теперь же он хотел забрать будущую рысь с собой.
Вальтер Михайлович всегда отбирал только такие фрагменты деревьев, в которых ясно прочитывалась конкретная вещь, чтобы только завершить с помощью резца. Запашный не отдавал предпочтения какой-либо породе деревьев, но интереснее всего ему было работать с корнями, из которых выполнено большинство его изделий. Корни – наиболее твердая и трудно поддающаяся обработке часть дерева; их приходилось очень долго вымачивать, чтобы они стали мягче – иначе было просто невозможно работать.
Для каждого, кто занимается резьбой, незаменима лепка. Вальтер Запашный лепил по большей части с детьми и для их развития. Из пластика, который твердел при нагревании, делали фигурки и кипятили в кастрюльке, по затвердевшим образцам резали из дерева. Лепили и из глины, в основном мелких животных и очень много птичек, которых жарили в духовке, ярко раскрашивали и приклеивали к стене, на фотообои с изображением осеннего леса.
С детьми Запашный кроме лепки занимался рисунком, но не стремился специально обучать детей резьбе, но иногда давал им инструменты, разрешая принять участие в работе на первом этапе. На так и неоконченной голове сенбернара мальчики учились обращаться с инструментами и с деревом. Это была огромная плывущая собака, Вальтер очень долго над ней работал, особенно сложно было придать животному нужное выражение «лица», после долгих месяцев работы, когда голова была почти завершена, часть поверхности отшлифована и ошкурена, вдруг в глубине массива обнаружилась гниль, которую Вальтер Михайлович отказался выбрать и заполнить здоровым фрагментом (он никогда этого не делал). Та же участь постигла и цаплю: красивая птица на очень высоких и тонких ножках, одна из которых подломилась, так и осталась незавершённой. Вальтер никак не хотел приклеивать ей лапку. Он всегда стремился, чтобы форма была неразъёмной, цельной, а не склеенной. После пострадавшей птицы он решил не начинать вещей, где от тонкости материала могла пострадать работа. Он был согласен лишь подклеить подставки для стекла-столешницы. Интересно оригинальное огромное кресло из корня, удобное и красивое. В высокой спинке его вырезана голова чёртика, которую Вальтер увидел уже почти готовой и просто слегка довел резцом. Благодаря острому глазу и неуёмной фантазии он часто подмечал в корнях конкретные и живые формы – то голову собаки, то целые фигурки животных, забавные мордочки, завершая начатое до него природой.
Обычно он работал над каждым изделием очень долго: сверлил, стучал, резал, шлифовал, шкурил. А потом в один момент всё оказывалось готово: изделие покрывалось лаком и становилось частью интерьера и жизни. Вальтер Михайлович был всегда очень доволен, когда вещь получалась хорошо, сразу становился спокойным и умиротворённым, и по-детски радовался каждой удачной работе.
Запашный всегда резал исключительно для себя и своего удовольствия, не показывал незаконченную работу, не экспонировался на выставках, не советовался, не нуждался в одобрении, ничего не продавал и не дарил, не работал на заказ. Только по просьбе сыновей делал мечи и щиты для игры в рыцарей.
А инструментов у Вальтера Михайловича было очень много, самых разных, дорогих и только лучших, была даже бормашина. Артист Запашный часто выезжал за границу и там покупал прекрасные большие наборы из качественной стали, очень любил и берёг их, всегда хранил в порядке – каждый на своем месте. Часто покупал по два-три одинаковых набора резцов, чтобы обменять их, специально для этого встречался с другими резчиками. Очень любил хорошо наточенный инструмент, в каждом городе, где проходили гастроли, искал лучших мастеров, которых просил выполнить качественную заточку, чего сам не делал, опасаясь невольно повредить лезвие, только слегка правил. Иногда просил переделать резец или выполнить инструменты на заказ по собственным эскизам.
В работе с деревом Вальтера Запашного больше всего проявилась его любовь к цельной форме, что говорит о цельности его натуры; и то, как она раскрывается в пространстве – подход настоящего скульптора. Он очень любил все свои изделия, привязан к ним. С одинаковым трепетом относится и к ранним, и к поздним, к большим и маленьким. Не позволял ничего убирать и вывозить на дачу. Всю свою деревянную мебель Вальтер Запашный делал для зимнего сада, о котором он всю жизнь мечтал, до которого так и не дожил.
Вальтер Запашный очень любит ходить по музеям, и сумел привить эту любовь сыновьям. И за много лет ни один выходной не обходился без того, чтобы всей семьёй не отправиться на экскурсию. И всегда его внимание привлекали экспонаты, вырезанные из кости, камня, особенно из дерева. Он внимательно рассматривал все, мог час ходить по одному залу, даже нанимал экскурсовода. Хотя его привлекали изделия из камня, сам он никогда в других материалах не работал, мог подобрать красивый минерал, увидеть в нем уже созданную форму цветка, животного или птицы, но резцом к нему не прикасался.
Вальтер Михайлович посвящал резьбе всё свободное время, занимался ею с удовольствием, если из-за чего-то нервничал, резьба его сразу успокаивала, возвращала в рабочее состояние. Иногда незаконченное изделие он надолго откладывал, потом возвращался с удвоенной энергией. Часто откладывались и полностью готовые вещи, если что-то не удовлетворяло, чтобы позже к ним вернуться.
В отличие от многих резчиков Вальтер Запашный не любил запах лака, клея и стараелся лакировать в теплое время года, чтобы можно было распахнуть окна. Свою мебель он никогда не тонировал, предпочитая натуральный цвет, выбирал прозрачные лаки, чтобы максимально сохранить природный оттенок и неповторимую красоту дерева.
Вальтер Михайлович всегда был заядлым шахматистом, и если в цирке встречался ещё один любитель, то вечера напролёт они проводили за игрой. Он всегда хотел сам вырезать комплект шахматных фигур, необычных, своих. Но поскольку все знали о его пристрастии, то часто дарили коробки с шахматами. Редкие, точёные фигуры берегли, обычными играли. Из-за недостатка времени и обилия наборов дома до вырезания собственных шахмат так и не дошли руки.
Спустя много лет, до последних дней, мебель, сделанная его руками, оставалась предметом его гордости. К ней и он сам, и вся семья относятся не как к музейным экспонатам, а как к части интерьера. Позируя журналистам, Вальтер Михайлович всегда снимался на фоне своих изделий или садился в своё любимое кресло, вырезанное из огромного корня; даже предлагал гостям сфотографироваться в нем на память, акцентируя их внимание на том, что он сам его сделал. А на вопрос о хобби всегда с удовольствием сообщал, что любит заниматься резьбой по дереву.


Произведения из дерева Вальтера Запашного (фото)
Рисунки и эскизы Вальтера Запашного (фото)
В раздел ''Статьи''
Вернуться на главную
Гостевая книга



Hosted by uCoz