Свадебная картина ''Пять лет вместе'' 

Основой для резьбы послужила свадебная фотография – мужчина хотел преподнести своей жене подарок к годовщине свадьбы. Требуемый размер 20х30 см.

Прежде чем вырезать, надо продумать все в подробностях. Сначала рисуем будущий рельеф на бумаге и из скульптурного пластилина лепим кисти рук. Тут не обойтись без знания анатомии. Иначе получатся не руки, а пустые перчатки. Нужно иметь под рукой учебник по пластической анатомии для художников (в крайнем случае, для медиков). Изучаем кости и мышцы кистей рук в разных ракурсах. И почаще смотрим на собственные руки – проверяем правильность пропорций, сочленений. Важно сохранить живость изображения. Кисти лепим по отдельности, потом складываем в нужный жест. Я лепила в натуральную величину, и когда уложила слепок на лист А 4, получилась модель для резьбы в масштабе 1/1.

На мой взгляд, лучше всего для этой работы подойдет липовая доска – она светлая, без выраженной текстуры слоев и волокон, легко режется. Из разных вариантов выбрала доску розового оттенка, толщиной 3,5 см. Высота рельефа модели – 5,5 см. 1 см оставим на фон, и останется высота деревянного рельефа в готов виде всего 2,5 см. Значит картина будет не такой выпуклой, как пластилиновый проект. Это нужно будет учитывать при выполнении резьбы. Переносим контуры на доску.

Вокруг контура рук выбираем фон

Начинаем понижать те части, которые должны быть ниже – женские пальцы заходят под мужские, мизинцы находятся ниже других пальцев. Заказчик хотел вставить работу в раму, значит по всему периметру обязательно должна быть одинаковая высота. Поэтому кисти рук ниже запястий понижаем, сравнивая с высотой фона (1 см). Те части, которые в готовом виде должны находиться на максимальной высоте не понижаем совсем – это соединение указательного и среднего пальцы с пястьем (пястье - часть кисти между пальцами и запястьем.

Каждый раз, срезая слой, обязательно восстанавливаем карандашные контуры. Перед глазами всегда держим эскиз, распечатанную фотографию-образец и пластилиновую модель (желательно, чтобы на нее не попадали опилки – материал еще пригодится для других работ, вынимать стружки из массива пластилина сложнее, чем с поверхности). Почаще смотрим на свои руки.

Придаем пальцам форму, пока приблизительно, но должна хорошо прослеживаться конструкция – суставы, планы (выше – ниже). На этом этапе можно выделить фрагменты, которые в будущем станут кольцами, перчаткой (на женской руке) и манжетой рубашки (на мужской руке).

Маленькими стамесками и ножом придаем форму пальцам

Теперь очень аккуратно, срезая по миллиметру, придаем окончательный вид рукам. Отделяем ногти (делаем ниже), связки на пястье (должны быть выше).

Наносим рисунок на кольца в соответствии с фотографией (обязательное условие клиента – полное «портретное» сходство колец и ногтей.

Приступаем к обработке поверхности. Шкурим рельеф, начиная от номера 40, затем 60, 80, 100, 120, 150, 220, 320. Карандашом наносим шрифт и вырезаем его стамеской. На фотографии нижняя надпись пересекает руки, в рельефе это было бы некрасиво. Поэтому нижнюю надпись смещаем в правый угол. Теперь зашкуриваем фон в той же последовательности смены номеров. Нежелательно обрабатывать дерево наждаком перед резьбой – абразив забивает поры, лезвие быстрее затупляется.

Липу сколько не шкурь, гладкой она не станет – древесина слишком мягкая. Покрываем изделие лаком, даем полностью высохнуть

Полируем шкуркой № 500 до идеальной гладкости и еще раз покрываем лаком. Все готово.

Подбор рамы - дело отвественное, она должна подойти не только к самой картине, но и к интерьеру

Инструменты и материалы
доска липовая 20х30 см
стамески полукруглые разных номеров
наждачная бумага разных номеров
бумага, карандаш, ластик, линейка
лак, разбавитель
для покрытия лаком кисть белка № 10 плоская с коротким ворсом
крепление и шурупы
дрель и свёрла
пластырь шириной 3 и 1 см

Техника безопасности:
– При работе с деревом нельзя держать руки перед лезвием стамески или ножа.
– Нельзя перемещаться по комнате с ножом в руке, отложите его, если прекратили работу.
– Передавать режущий предмет надо только рукояткой вперёд.
– При работе со шкуркой надо защитить пальцы – заклейте кончики пальцев правой руки (для правшей) пластырем, иначе очень быстро кожа сотрётся, поскольку шкурить придётся довольно долго.
– Работать со шкуркой лучше в респираторе и защитных очках, чтобы мелкая древесная пыль не попадала в глаза и дыхательные пути. Работайте в хорошо проветриваемом помещении (летом на даче или открытом балконе). Можно во время ошкуривания положить рядом с рабочей зоной шланг включенного пылесоса, большая часть пыли будет сразу убираться.
– Во время шлифования и полировки шкурками положите на колени мокрую ткань, древесная пыль будет осаживаться на ней, а не в ваших лёгких. Не кладите на влажную ткань заготовку, потом её придется долго просушивать, к тому её может покоробить. Дверь комнаты закройте и под неё положите также мокрую ткань, пыль не проникнет в другие комнаты.
– При работе шкурками лучше всего одевать спецовку, а сверху фартук из клеёнки или брезента, голову можно закрыть платком.
– Эпоксидный клей, лак, воск смывайте с рук и кисточек как можно скорее. Используйте только тот разбавитель лака, который указан производителем.
– После лака надо как можно скорее несколько раз промыть кисть в растворителе, указанном на этикетке лака, затем в тёплой воде с мягким мылом. После воска кисть можно не промывать.
Если вы взяли твёрдое дерево, ручные инструменты можно заменить электростамеской с круглыми насадками. Для облегчения процесса шлифования и полирования можно воспользоваться бормашиной. Для грубой работы подойдут насадки из пробки, покрытой абразивом, для более тонких операций – насадка из кожи с наждачной бумагой. Скорость вращения машины не более 3000 оборотов в минуту, иначе дерево будет гореть, головка должна вращаться по часовой стрелке для резьбы и против часовой стрелки для полировки. Впрочем, вполне возможно выполнить такую резьбу вручную без электроинструмента, особенно на мягком материале. Номера наждачной бумаги для грубой работы 80, для шлифования 220, 320, для полирования 500.
Я выбрала для работы липу. Она не дорогая, найти ее несложно. Кроме того, она легко режется и имеет слабо выраженную текстуру, значит, не будет "забивать" рельеф. Немаловажно и то, что картина всегда «живёт» в интерьере. Выполненная из слишком тёмного дерева она будет смотреться на стене как грязное пятно, а слишком светлая «провалится» и скорее всего останется незаметной. Работу можно покрыть морилкой. Если вы возьмёте водорастворимую, изделие придётся покрывать лаком или воском. Неводорастворимая морилка может оставаться без лака. Не стоит брать сосновую доску или подобные материалы – слишком богатая фактура древесины «забьёт» форму.

Мастер-классы ''Резьба по дереву''
Все мастер-классы
Галерея ''Резьба по дереву''
Общая галерея


Hosted by uCoz