Воздух, вплетённый в бронзу. Скульптор Елена Безбородова  

Возможно из всех видов искусств для человека ближе всего оказывается скульптура, максимально отражающая пространственное восприятие. Скульптура, в отличие от других видов изобразительного искусства, меняется при смене ракурса, и в этом смысле, при всей парадоксальности, её можно сравнить с временными видами искусства – музыкой, поэзией. И если архитектуру называют застывшей музыкой, то скульптура – это ожившая поэзия.
Елена Анатольевна Безбородова – автор памятников, мемориальных проектов, работ на библейские и мифологические темы, портретов, рельефов, интерьерных и офисных композиций, парковых скульптур, миниатюр. Она любому сюжету может дать новое прочтение, наполнив дыханием современности, выявив неоткрытые прежде грани. Скульптора в первую очередь волнуют общечеловеческие ценности, а тематики ее произведений отражают все области жизни, главные вехи в судьбе каждого человека, благородные стремления души: рождение, крещение, любовь, материнство, жертвенность, служение во всех смыслах – монашеское, воинское, творческое. И основной во всех произведениях становится духовная составляющая – неотъемлемая черта ее творчества.

Елена Анатольевна Безбородова родилась в 1962 году в Москве. В 6 лет Елена хотела стать сказочником, а в семь лет уже твердо решила быть скульптором, и неудивительно, ведь это близкие специальности. Скульптор – тот же волшебник, в его руках серая глина оживает, обретает форму, превращается в настоящее произведение искусства.
С детства Елена рисовала и лепила, а теперь заставляет мягкий воск выплавляться в великолепную бронзовую скульптуру, подобно тому, как героиня германского эпоса желтую солому превращала в золотую пряжу. Но этому предшествовали годы учёбы: МСХШ (1973-1980), МГАХИ имени В.И. Сурикова (1980-1986).
Сначала в творчестве Елена двигалась интуитивно, со временем развилось аналитическое мышление, помогающее представить и обдумать идею, мысленно просчитать как шахматную партию и представить возможные варианты.

Свой метод работы скульптор определяет как символический реализм. Используя реалистическую трактовку фигур, наполненных жизнью, она стремится подняться над обыденностью, проникнуть в глобальную суть изображаемой темы, довести образ до символа. В её работах нет плакатной однозначности. Напротив, Безбородова превращает символ в мифологему, а мифических персонажей – в символы, в поиске глубинных смыслов и архетипов, вскрывает пласты генетической и эмоциональной памяти, вызывая многочисленные ассоциации, заставляя зрителя погрузиться в пространство многосложного восприятия произведения.
Скульптура должна быть живой, но архитектоничной, это в первую очередь форма, выражающая пластический образ. В работе важно помнить об основном качестве скульптуры – объемности. Со сменой угла зрения раскрывается новый силуэт, который должен быть отточен, выверен, чтобы не возникало “пустых точек” при восприятии произведения. Создавая скульптуру, надо думать о форме, а не придумывать её. Если точно выразить образ, то подходящая стилистика родится сама. Воплощая разнообразные темы, Безбородова использует различный подход к работе. При этом ее скульптуры всегда узнаваемы, с ярко выраженным творческим подчерком, но и всегда разные, ведь каждый образ рожден новой темой. Основная проблема современного искусства скульптуры – формотворчество. Авторы часто забывают, что форма – только оболочка для образного наполнения, так же как тело – храм для души. Прежде чем что-то создать, художник должен многое осознать и пережить, накопить духовную энергию, чтобы затем передать её зрителю через произведение. И чем образнее, талантливее художник воплотит свои чувства, мысли, эмоции, тем возвышеннее будет работа, а имя мастера, вписанное в Книгу Бытия искусства, останется в веках.

Елена, учась в институте, стремилась найти «свою» тему, которая соответствовала бы ее творческим и личностным приоритетам, но тема сама выбрала автора, чему способствовали поездки на Русский Север. Здесь, общаясь с людьми, живущими в непростых условиях, закаляющих душу и выковывающих менталитет, понимаешь, что на севере внешность человека раскрывает его внутреннюю суть. Их внешность – это обнаженный характер. За несколько лет благодаря этим поездкам она обрела творческий опыт, научивший в повседневной жизни видеть своих героев, которые, как оказалось, находятся рядом. Люди, увиденные автором во время художественных экспедиций, стали моделями для скульптур, с которыми Безбородова дебютировала на выставках.
После обращения к разным персонажам и сюжетам, она решила изображать русских героев и русскую жизнь, близкую ей духовно. Она считает себя сугубо русским художником, понимает значение отечественной культуры, осознает всю возвышенность национальной изобразительной традиции, поэзии и музыки. Все её скульптуры и рельефы очень музыкальны по художественному строю. Есть здесь место и воплощению музыкальной темы: женская фигура с арфой или лирой, изысканно-утончённая, почти рафинированная, словно окружённая каскадами волн, в которые превращаются складки платья; лёгкие и почти неземные балерины парят, словно прекрасные бабочки. Лиричные и возвышенные скульптуры соединяют несколько образов и ипостасей великого русского балета: грацию и изящество, музыку и пластику, талант и красоту, словно сама душа танца воплощена в них.

Елену всегда волновала христианская тема, поэтому скульптор обращается к ней в течение всей своей творческой жизни. Современная православная скульптура – явление сложное, неоднозначное. Для ее создания, необходимо выработать новый пластический язык, который не противоречил бы православной традиции, где главным всегда было утверждение духовного начала, а не демонстрация страстей, характерная для католического искусства. Искусство должно способствовать развитию и совершенствованию бессмертной человеческой души, и художнику всегда нужно помнить о своей высокой духовной миссии.
В трактовке Елены Анатольевны православные скульптурные образы словно получают новое звучание. Это не переведенные в объём иконописные или живописные произведения, снабжённые атрибутами библейских героев, а обретшие плоть, материализованные предания, восставшие из прошлого герои. Евангельские образы и мученики в трактовке скульптора при всем отличии пластического языка, настолько близки по сути к иконописным изображениям, что даже глубоко и искренно верующие люди – монахи и священники – признают их духовно верными.

Не менее важны военно-патриотические образы. Монументальные скульптуры на военную тематику отличают четкая идейная трактовка, продуманность замысла, свежесть и выразительность композиционного решения, ясность и строгость, а образ воплощается в яркой, лаконичной форме. Работы объединяет стремление к раскрытию высоких моральных качеств воинов – их мужества, смелости, стойкости, силы. Художнику чужда внешняя патетика, поверхностная героизация, она выявляет главное – одухотворенность, высокое гуманистическое начало. Она создает образ простого и скромного героя, решает памятник солдату как истинную оду воину-спасителю – безымянному и осыпанному наградами, современному и прославившемуся в веках. Среди этих мемориалов и миниатюр есть сложные многофигурные композиции, барельефные портреты, конные группы.
Работы скульптора говорят о ее активной социальной позиции, художественном даре, позволяющем создавать особую романтически-приподнятую атмосферу. В монументальных композициях видны увлеченность масштабными задачами времени, тяга к гражданственным темам, понимание места художника в социальной среде и высокой общественной миссии искусства. Безбородова в работе использует высокий стиль повествования, романтическую окрыленность, создаёт современное толкование образа, переосмысляя древнюю культуру, черпая в ней вдохновение, и своим искусством доказывая, что сегодняшние герои достойны тех же возвышенных гармоничных форм воплощения, что и античные боги.
Елена необычно работает с формами, как будто вплетая фигуры в воздух, или наоборот, наполняя дыханием ветра и свободным пространством свои композиции. Она оживляет плоскостное решение рельефов, легко играя лаконичными складками драпировок, сочетая их с торжественной трактовкой фигур и инструментов в «музыкальных» темах. Интересны и минимально проработанные, но при этом выразительные портреты, условно стилизованные с удлиненными пропорциями и будто лишенные плоти мифические персонажи, монументальные, наполненные внутренним движением женские фигуры, окрыленные легкими летящими полотнами.
Рельефы Елены Анатольевны покоряют компоновкой фризов, мастерством передачи тончайших пластических особенностей фигуры, манерой исполнения, оригинальными композиционными приемами. А проработка деталей одежды изумительно филигранна – игра складок, легкое струение драпировок, радостная мелодия пластики характеризуются упругим четким ритмом, музыкальной плавностью обрисовки фигур, умением свободно компоновать большие скульптурные массы. Во многих произведениях, использован прием полихромии, как бы это не казалось несовместимым со скульптурой. Чеканка, полировка, тонировка, термическая обработка позволяют добиться великолепного богатства оттенков золотого, бронзового, зеленого, радужных переливов спектра. Все вместе они рождают гармоничный колористический аккорд. Игра с цветом создает праздничное состояние, отражает идею весны и возрождения природы. Попробовав все материалы из арсенала скульптора (металл, керамику и шамот, гипс и бетон, дерево и камень), Елена выбрала для себя именно бронзу, которая не только пластически соответствует ее художественному темпераменту, но и даёт возможность воздействовать на зрителя и формой, и благородным цветом, и выразительной фактурой, и самим ощущением основательности, тяжеловесности, вечности этого материала. И хотя бронза стала главным материалом в ее творчестве, автор смело соединяет металл, дерево, камень в любых комбинациях.

Е.А. Безбородова нашла интересный метод, открывающий новую грань ее творчества. Миниатюрный эскиз в пластилине (для скульптуры, памятника, фонтана) она разрабатывает тщательно, с подробной разделкой мельчайших деталей и переводит этот эскиз в бронзу. Эти объекты выстроили целую галерею образов. В отличии от станковой, миниатюрная и монументальная скульптура создаются по одним и тем же законам, это позволяет реализовывать задумки, ведь по разным причинам крупномасштабная работа может и не состояться. Для зрителя важен размер скульптуры, поэтому она стремится реализовать замыслы в задуманном масштабе.
Среди неосуществленных планов Безбородовой очень много проектов. Часть из них – только задумки, что-то существует в пластилине. Сам автор не всегда понимает, что создал настоящее произведение, даже в удачном эскизе может не сразу осознать хорошую идею. Именно это имеют в виду, когда говорят, что искусство умнее художника. Среди произведений Елены часто встречаются несколько вариантов одного сюжета – в поисках наиболее выразительного решения, она воплощает разные трактовки композиции. А при выполнении нескольких отливок с одной модели, все работы отличаются друг от друга: скульптор использует патинирование бронзы, подбирает натуральные камни различных пород для декоративных вставок и постаментов.
Каждый этап работы, сложной, напряженной, требующей и постоянного осмысления, и ремесленной точности, «отнимает» эмоционально-чувственное наполнение. Первоначальная задумка, хранящая энергию первого прикосновения, запечатлевается в виде графического наброска, отражающего свежесть новой идеи. В дальнейшей работе автор решает не только художественно-образные, но и технические задачи. Выполняя эскиз в пластилине, переводя его в финальный масштаб, снимая форму, доводя восковую модель, обрабатывая скульптуру после литья, художник может постепенно утратить чувство, окрылявшее его в самом начале пути. Елена Анатольевна стремится избежать этой опасности, стараясь сохранить в скульптуре на всех стадиях работы то эмоциональное начало, которым желает наполнить произведение.

Ювелирная точность и сложность фактур в произведениях Безбородовой рождена стремлением превратить поверхность металла в живую, дышащую плоть. Непревзойденность отделки каждого фрагмента скульптур завораживает, как и великая любовь автора к своему непростому труду. Но в этой техничности нет ремесленничества, это высокое мастерство. Небольшие по размеру скульптуры Безбородовой можно разглядывать часами. Потрясающая виртуозность, филигранность и точность обработки, смена ритмов в отделке выглядят восхитительно. Даже на небольшой площади используется сочетание шлифованной, полированной, рельефной поверхности. Офортная графичность разделки металла в скульптурах Е.А. Безбородовой позволяют приравнять бронзовую пластику к высочайшим образцам печатной графики. Точный штрих задает направление движения, подчеркивает пластику, выявляет динамику формы, превращает бронзу в наполненную жизнью материю, светящуюся изнутри, придает плоскости объем, создает глубину, заставляя поверхность трепетать.

Безбородова увлекается монументальной миниатюрой – создает ювелирные вещи в крупном размере, при этом стократно увеличенные кузнечики, бабочки, стрекозы выглядят не гипертрофированными, а поразительно естественными. Они наполнены жизнью, но решены конструктивно, а их формы отточены. Елена увлеклась этой темой не ради сюжета, как истинный художник она восхищена удивительной гармонией устройства и бесконечным богатством форм этих маленьких существ.
В парковых композициях, Безбородова часто использует анималистику для раскрытия общечеловеческих ценностей. В скульптуре «Рыси» изображены мать и её детеныш, в которых соединяются сила и ласка, любовь и отвага. Опасные хищники превращаются в заботливых родителей, готовых к схватке ради защиты потомства или к бесконечной нежности в минуты уединения. В монументально-символической скульптурной группе «Журавли» танцующие птицы стали воплощением преданной семейной пары, символом любви. Эта скульптура в партере парка усадьбы «Покровское-Глебово» создана для осмотра во всех ракурсах: по кругу (для тех, кто видит ее, проходя по аллеям), сверху (для тех, кто видит из окон домов) и снизу (для тех, кто подходит близко к фонтану). При всей композиционной сложности она удивительно цельна и гармонична. А рабочую модель скульптуры «Журавли» Елена довела до степени большой ювелирки с тончайшей и детальнейшей проработкой, поверхность бронзы покрыта серебрением, постамент украшен сердоликами.
Вершина творчества Елены Безбородовой на сегодня – проект памятника «Превратились в белых журавлей», посвященного воинам-защитникам Москвы 1941-1942 годов, созданный совместно с архитектором Александром Ивановичем Шипковым. Эта работа – глобально-ёмкое решение темы жертвенности и благодарности живущих ныне потомков. В скульптурной группе воплощена идея пространственной трансформации формы, что позволяет через многозначный ассоциативный ряд полнее раскрыть образ. Три фигуры оторваны от земли, но еще не покинули ее – солдаты с винтовками и журавль между ними при взгляде спереди похожи на трепещущее пламя св


Персональный сайт Елены Безбородовой
Вернуться на главную
Вернуться в раздел "Книги"
Произведения Елены Безбородовой (фото)
Гостевая книга



Hosted by uCoz